Город мечтающих чиновников. 11 июля 1851 года Чита стала столицей Забайкальской области

Zabkrai.rfguide.ru | 14.07.2016

11 июля 1851 года император Николай I подписал указ, согласно которому была образована Забайкальская область со столицей Читой. 

Это было, на первый взгляд, странное решение. В новую область объединялись два забайкальских округа Иркутской губернии – Нерчинский и Верхнеудинский. Соответственно, Нерчинск или Верхнеудинск (ныне Улан-Удэ) могли претендовать на статус областного центра. В тот период они и были реальными городами, имевшими в том числе каменные строения, а главное – большое количество купцов и промышленников, без которых быстрое развитие города было невозможно. Но по рекомендации Иркутского генерал-губернатора Николая Муравьёва, уже тогда задумавшего присоединение к России всего Амура и Дальнего Востока, таковым сделали именно Читу.

По мнению забайкальского историка Наталья Константиновой, это произошло потому, что «Чита занимала центральное положение по отношению к другим населённым пунктам». Но самое главное заключалось в том, что удобное географическое положение Читы «способствовало решению задач, связанных с переброской людских и хозяйственных ресурсов на Амур и обратно».

В октябре того же года первый военный губернатор области Павел Запольский собрал в Михайло-Архангельской церкви всю элиту «города» (её, благо, было немного, и в церквушку она вместилась) и огласил императорский указ.

В Чите тогда проживало всего 659 человек. По данным историка Виктора Мерцалова, «удельный вес чиновничества и военных в социальной структуре города достигал 71,2%». «На оставшуюся часть, – поясняет историк, – собственно на формировавшееся гражданское население, – мещан, купцов, священнослужителей, поселенцев, ссыльнокаторжных, ясачных – приходилось 28,8%». 

И ещё одна особенность. Читинское чиновничество с момента образования города мечтало о великом будущем для родного города. Вот что в 1895 году писал неизвестный столичный автор в приложении к журналу «Новь», красиво названном «Живописная Россия»: «Когда-то, именно в первые годы по занятии Амура, Чите предсказывали хорошую будущность, как месту, через которое должна пролегать большая торговая дорога в Амурский край. Тогда ждали, что приобретение Амура даст Сибири возможность иметь прямые торговые сношения с Америкой, сбывать туда русские произведения и получать на них в обмен американские. Оказалось, что об этом можно было только предполагать, а от предположений до их осуществления у нас, русских, очень большое расстояние. Прошло более 20 лет со времени занятия нами Амура, а Чита по-прежнему остаётся жалким городом, не имеющим никакого торгового значения».

На самом деле, город не стоял на месте. За несколько лет до того другой, тоже неизвестный автор в иркутской газете «Восточное обозрение» писал об ином: «До 1851 года Чита была просто деревушкой с двумя или тремя десятками деревенских домиков и до того времени служила только местом ссылки... в настоящее время (1887 год – прим. авт.) в Чите уже считается более 7 000 жителей и около 700 домов, 5 церквей, католический костёл, еврейская синагога, городской общественный клуб, военное собрание, три библиотеки...».

В 1895 году вовсю шло строительство Транссибирской магистрали, которая уже через пять лет навсегда пришла в Забайкалье. О, как снова стали мечтать чиновники! Но опять, увы... На десятилетия главной мечтой стало... выжить.

Потом, уже в конце ХХ века, мечтали о том, что через Забайкалье пройдёт главный торговый путь между Россией и Китаем, а Чита получит... Потом мечтали о том, что будет достроена дорога «Амур» (Чита - Хабаровск) и пойдут через наш город автопоезда, немного помечтали о газо- и нефтепроводе...

Суть в том, что все эти мечты были связаны не с тем, что нужно самим сделать в этом городе, а с некими глобальными российскими проектами, от которых и Чите перепадали бы солидные «крохи». 

Серьёзные и радикальные попытки изменить это положение в 60-80-е годы, когда Чита чуть было не стала промышленным центром, завершились фиаско. Уже в наши дни было «добито» старейшее предприятие края – Читинский машиностроительный завод. А чиновничество вновь, как и в момент рождения города, абсолютно доминирует в жизни краевой столицы. И по традиции продолжает мечтать. Это не плохо и не хорошо. Это историческая данность. Хотя хотелось бы, чтобы когда-нибудь она была изменена.

Автор: Александр Баринов
Источник:http://obozrenie-chita.ru/

«Читинское обозрение» №28 (1408) // 13.07.2016 г.

Тэги:

Контакты

  • Адрес:
  • Email:
  • Телефон: